В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.28 ст.2, п.3 ст.79,) и с методическими рекомендациями по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования  в ГБДОУ  детский сад №38 в 2019 году функционировали 5 групп компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР):

Дети с ТНР  относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсирующие (логопедические) группы созданы для оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи

            В логопедические группы принимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие тяжёлые нарушения речи, подтвержденные заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Основные направления деятельности:

  • - диагностическое;
  • - коррекционно-развивающее;
  • - информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) ребенка).

Основные задачи работы:

  • - осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • - формирование коммуникативных способностей;
  • - формирование умения сотрудничать;
  • - создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащения деятельности детей;
  • -взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения гармоничного развития детей
  • Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно-развивающие занятия.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий: индивидуальных от 10 до 25 минут;  групповых от 25 до 30 минут.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 4 раз в неделю.

Создание оптимальных условий  для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ТНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ТНР используются следующие формы занятий:

  • формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
  • специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
  • игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
  • музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент.

Специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1.Организационное обеспечение

2.Психолого-педагогическое обеспечение

3.Кадровое обеспечение 

 

1.Организационное обеспечение

Нормативно-правовая база

 

  • -Устав ГБДОУ детский сад №38
  • - Приказ о создании  медико-педагогической комиссии (МПК) ГБДОУ детский сад №38
  • - Положение о медико-педагогической комиссии (МПК) ГБДОУ детский сад №38
  • -Направление   районной ПМПК
  • -Договор с родителями

Организация медицинского обслуживания и питания

Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия

Наличие условий для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий для  детей  с ОВЗ

  • -Групповые комнаты, 
  • -Кабинеты логопедической коррекции
  • -Организация временного режима обучения
  • -Музыкальный зал
  • -Физкультурный зал
  • -Бассейн
  • -Тренажёрно-информационная система ТИСА
  • -Прогулочные площадки
  • - Сенсорная комната «Песочница»
  • - Комната психологической разгрузки «Здесь  живёт сказка»

Использование специальных технических средств обучения для коллективного и индивидуального пользования.

-Компьютер

-Интерактивный планщет,

-Интерактивный стол

2. Психолого - педагогическое сопровождение

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

  • - Образовательная  программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  (с тяжелыми   нарушениями речи) ГБДОУ детский сад №38 Пушкинского района Санкт-Петербурга
  • - Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Автор Н. В. Нищева.
  • -Дополнительные общеобразовательные программы дошкольного образования
  • - Учебный план  для групп компенсирующей направленности
  •  - Учебные пособия для работы воспитателей и учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи
  • -Специальные и общие учебные материалы 

Формы и  методы организации образовательного процесса

 

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
  • - Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • -Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с Учебным планом и расписанием
  • - Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
  • - Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
  • - Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • - Организация гибкого временного режима обучения 
  • - Система оценивания достижений

Психолого-педагогическое сопровождение

  • Наличие МПК в  ГБДОУ детский сад №38
  • -Сопровождение  детей с ОВЗ в соответствии с планом работы медико-педагогического совещания для логопедических групп 
  • -Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы
  • -Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной программой развития.
  • -Отслеживание  динамики развития ребенка 
  • -Консультации специалистов для   педагогов  и родителей, оказание методической помощи
  • -Анализ эффективности работы команды специалистов
  • -Психологическая поддержка участников образовательных отношений  (педагогов, родителей, воспитанников)
  • -Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе

3. Кадровое обеспечение

Укомплектованность  кадрами

 

В каждой группе компенсирующей направленности работают:

  • - 2 воспитателя,
  • - 1 помощник воспитателя,
  • - 1 учитель-логопед,
  • -педагог-психолог (по договору С ЦППМС)
  • - музыкальный  руководитель,
  • - инструктор по физкультуре.

Уровень квалификации педагогов и специалистов 

Соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Квалификационные характеристики).

Непрерывность профессионального развития педагогов и специалистов

Повышение квалификации по специальности 1 раз в 3 года (п. 5 ст. 47 «Закона об образовании в РФ»)

     

 

Детям - о Петре Первом