Обеспеченность развивающей предметно-пространственной среды с соответствии с требованиями ФГОС ДО

(безопасное, трансформируемое, полифункциональное оборудование, обеспечивающее насыщенность, вариативность среды)

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС)

Окружающая среда является дидактическим обеспечением программы ДО и строится на принципах сохраняющих здоровье, развивающих и стимули­рующих активную деятельность ребенка:

-мебель и игрушки -  в большинстве своём из натуральных материалов;

-цветовое, звуковое, обонятельное окружение способствует здо­ровому развитию органов чувств. Изменения окружающей среды в соответ­ствии со временем года находят свое выражение в меняющихся цветовых решениях.

Один из главных приемов организации образовательной среды в детском саду — это разделение пространства в помещении группы и на участке. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая среда, которая позволяет педагогам реализовать на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения.

Помещение группы разделено на небольшие пространства — так называемые центры активности. Количество и организация центров активности варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке в каждой группе оборудованы:

 

Оборудование, которое используется  для центров активности

 

Центр активности

Оборудование

Обеспечение образовательной области

Вид деятельности

Центр искусства

Двусторонние и односторонние  мольберты,соответствующие росту детей,

 

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 Познавательное развитие

Речевое развитие

Изобразительная

Коммуникативная

 

Центр строительства

 

Напольный конструктор (полые блоки из натурального дерева) для содержательных построек

и развития совместных игр детей

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Конструирование

Двигательная

Познавательно- исследовательская

Игровая

 

Литературный центр

Полка-витрина для детских книг с 3–4 горизонтальными отделениями на разном уровне, позволяющими детям видеть обложки и самостоятельно выбирать книги

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Познавательная

Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр

Мебель, игрушечная плита,  куклы, одежда для кукол и одежда

для игры, принесенная из дома, и пр. для игры «в семью» Природный и бросовый материал для игры в «Магазин»-желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.; «бросовый» - пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

 

 

Центр песка и воды

Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Центр математики и манипулятивных игр

Стол для занятий с настольными играми, настольные игры, разнообразный материал в открытых коробках для счета, измерения, взвешивания, сравнения по величине, форме.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Познавательная

Исследовательская

Игровая

коммуникативная

Центр науки и естествознания

 

Магниты, микроскопы, наборы для организации исследовательской деятельности, для обучения через собственный опыт,

пробы и открытия

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Познавательная

Исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Центр кулинарии

мука, сахар, соль, сода; пищевые красители, миксер, доски, терки, вилки и ложки (пластмассовые); розетки, миски; фартуки, колпаки, нарукавники; ножи, подносы; пооперационные карты рецептов блюд.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

 

 

 

Познавательная

Исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Центр ручного труда +

(столярная мастерская  для детей старшего дошкольного возраста)

Ткани, шерсть, нитки, иголки, бумага, ножницы, клей, природный материал,

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Познавательная

Исследовательская

Игровая

Коммуникативная

 

 

Центры активности  четко выделены. Для разделения пространства группы на центры используются  полки, ковровые покрытия, мольберты, столы. При необходимости изменения или расширения пространства отдельных центров активности (например, для организации проектной деятельности детей) мобильность достигается за счет шкафов на колесиках

-Материал, предназначенных для активной детской деятельности, хранится в открытых пластмассовых коробках, корзинах в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных центрах). Коробки и корзины легкие, вместительные и располагаются на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться

 

Мебель и оборудование в группе располагается таким образом, чтобы обеспечить безопасность передвижения детей.

Не следует оставлять слишком много свободного пространства среди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей. Места для спокойных и шумных игр разделены таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум отрицательно влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться

Детские работы и необходимые материалы выставляются на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.

-Цветовое, звуковое, обонятельное окружение способствует здо­ровому развитию органов чувств. Изменения окружающей среды в соответ­ствии со временем года находят свое выражение в меняющихся цветовых решениях.

-Без надобности не меняются места хранения игрушек, местоположение предметов, у каждой вещи свое постоянное место. Это способствует сохранению чувства уверен­ности, защищенности, стабильности.

-Предметы, с которыми взаимодействует ребенок, носят многофункцио­нальный характер: самодельные игрушки имеют незавершенный вид, что способствует развитию воображения и фантазии, побуждает к активной творческой деятельности

Широкое применение в практике работы по Программе получили так называемые «работающие» стенды: «Стол времени года», «День рождения», «Детское творчество»

-Изменения окружающей среды в соответ­ствии со временем года находят свое выражение в меняющихся цветовых решениях

Уголок уединения (диванчик, мягкие подушки, игрушки, книжки и пр, отделён ширмой или шторой – «сухой душ». Уголки уединения дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом

Насыщенность: группы оснащены расходным, игровым, спортивным, музыкальным оборудованием в соответствии с возрастом. Оформление групп обеспечивает богатство сенсорных впечатлений (единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусств). Оснащение групп обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики.

Трансформируемость: в группах обеспечена возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, времени года, обеспечена возможность разнообразного использования мягкой мебели, ширм, детской мебели.

Полифункциональность : во всех группах есть природный материал, который используется детьми в разных видах деятельности. Есть предметы-заместители, которые дети могут использовать в зависимости от своей фантазии.

Вариативность: пространство групп организовано в виде разграниченных «центров активности», которые оснащены различными игровыми и развивающими материалами. Все предметы доступны детям. В уголках периодически меняется материал в зависимости от возрастных особенностей детей, времени года, темы образования. Во всех группах есть материал, учитывающий гендерную принадлежность.

Доступность: Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Обеспечен свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Большое внимание уделяется исправности и сохранности материалов и оборудования.

Безопасность: Мебель и оборудование располагаются таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей. Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей. Все элементы предметно - пространственной среды отвечают требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Обеспечено эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

Выводы

Сильные стороны:

- все компоненты РППС соответствуют Программе, реализуемой в учреждении , возрастным особенностям, эстетическим и гигиеническим требованиям.

Состояние здания, участка.

  • Общая площадь ГБДОУ детский сад №38 Пушкинского района Санкт-Петербурга – 11294 кв. м.
  • Общая площадь здания 5285,8 кв.м.
  • Общая площадь для образовательного процесса – 2747,6 кв. м.
  • Количество групповых помещений – 26
  • Полезная площадь из расчёта на одного ребёнка соответствует требованиям и лицензионным нормативам: 2 кв.м. для детей дошкольного возраста и 2,5 кв.м. для детей раннего возраста. По факту – соответствует.
  • Соблюдается требование архитектурной доступности - (пандусы, широкие коридоры, лифт)  *Частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (не для всех категорий лиц ОВЗ) в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
  • Детский сад подключен к городской сети водоснабжения. Водоснабжение, канализация, отопление и вентиляция соответствуют санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам;
  • Площадь озеленения участка - 3840 кв. м.

Территория вокруг детского сада озеленена различными видами деревьев и кустарников, имеются газоны и клумбы. За каждой группой закреплена площадка на участке детского сада с новым безопасным детским оборудованием. На площадке достаточно места для двигательной активности детей.

 

Обеспечение безопасности 

Наименование

имеется

отсутствует

неисправно

1.

Капитальное ограждение территории здания (каждого корпуса при размещении по    разным адресам)

+

 

 

2.

 Наличие  металлических  входных дверей в здании (корпусе)

+

 

 

3.

Физическая охрана здания или каждого корпуса (частное охранное предприятие или отдел вневедомственной охраны)

+

 

 

4.

Видеонаблюдение  территории и помещений для здания (корпуса)

+

 

 

 

Система  «домофон» в каждой группе, в кабинетах

+

 

 

5.

Автоматическая  пожарная сигнализация  в здании (корпусе)

+

 

 

6

Охранная  сигнализация в здании  (корпусе)

+

 

 

7

Кнопка (брелок)  экстренного вызова  полиции в здании (корпусе)

+

 

 

8

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании (корпусе)

+

 

 

9

Противопожарное  водоснабжение здания (корпуса)

+

 

 

10

Вывод сигнала о  срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение  пожарной охраны  в здании (корпусе)

+

 

 

11

Прямая телефонная  связь с подразделением пожарной охраны  для здания (корпуса)

+

 

 

12

Состояние эвакуационных путей и выходов в здании (корпусе)

+

 

 

13

Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения средствами индивидуальной  защиты органов дыхания

+

 

 

14

Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения носилками для эвакуации маломобильных пациентов

+

 

 

15

Специальная оценка условий труда на 60 рабочих мест.

+

 

 

16

Инструкции, определяющие действия персонала и планы пожарной эвакуации людей.

+

 

 

17

Проведение инструктажей по технике безопасности, по охране жизни и здоровья детей и сотрудников, знакомство с должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными правилами, а также с правилами работы с техническим оборудованием

+

 

 

18

Инструкции для воспитанников по ОБЖ

+

 

 

19

Проведение занятий с  воспитанниками в системе по ОБЖ (используются формы проведения с учетом возрастных особенностей детей), игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни.

+

 

 

20

Паспорт безопасности

+

 

 

21

Паспорт безопасности дорожного движения

+

 

 

 

Инфраструктура для образовательного процесса

 

Групповые помещения

28

Отдельные спальни

12

музыкальный зал

1

спортивный зал

1

спортивно-музыкальный зал  3

бассейн

1

специализированные  помещения  по охране и укреплению здоровья

-комната релаксации «Здесь живёт сказка»

-комната психологической разгрузки  «Песочница

 -уголки уединений в каждой группе

 

1

1

1

интерактивный класс для групповых занятий

1

помещения для дополнительного образования

2

кабинет заведующего

1

методический кабинет;

1

кабинет логопеда

4

Оборудованные прогулочные площадки на каждую группу

26

спортивный участок на улице

2

Медицинский блок  (медицинский, процедурный кабинеты, изолятор, подсобные  помещения)

 2

Пищеблок

 2

Подсобные помещения

 

 

  • Площадь озеленения участка - 3840 кв. м.

Территория вокруг детского сада озеленена различными видами деревьев и кустарников, имеются газоны и клумбы. За каждой группой закреплена площадка на участке детского сада с безопасным детским оборудованием. На площадке достаточно места для двигательной активности детей.

 

Наличие средств обучения и воспитания

Самостоятельный доступ к информационно-телекоммуникационным сетям обучающихся (воспитанников) - не предусмотрен.

Имеется выход в Интернет, электронная почта, сайт.

Имеющееся в ДОУ информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме:

  • управлять образовательным процессом: оформлять документы (приказы, отчёты и т.д.) используются офисные программы (Microsoft Word, Excel, Power Point), осуществлять электронный документооборот, сопровождать переписки с внешними организациями, физическими лицами, хранить в базе данных различную информацию;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы:
  • проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения образовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.
  • осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Наименование

 

На группу

На организацию

Количество индивидуальных автоматических рабочих мест на группу

-

20

Мультимедийные проекторы

2

5

Интерактивные доски

4

0

Интерактивные приставки, панели

0

0

Интерактивные столы

0

2

Интерактивных полов

0

0

Интерактивная песочница

0

1

Стол с подсветкой (большой)

0

1

Столы с подсветкой для рисования песком

0

5

Телевизор

0

2

Музыкальные центры

24

5

Индивидуальные планшеты

 

6

Интерактивная система Smart Board

0

0

Оборудование для развития тактильной стимуляции, стол передвижной для занятий с водой и песком

 

1

Оборудование сенсорное для развития навыков восприятия, тактильные игры: «Определи на ощупь», «Пощупай рукой, определи ногой», тактильные доски

 

1

Оборудование сенсорное для релаксации и гармонизации внутреннего состояния

 

1

Оборудование сенсорное для развития зрительной стимуляции

 

1

Развивающие игры: «скалолазы», «сырный ломтик», сенсорное панно «Бесконечность»

 

1

Интерактивная тактильная игра «Песочница»

 

1

 

 
Детям - о Петре Первом