В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.28 ст.2, п.3 ст.79,) и с методическими рекомендациями по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования в ГБДОУ детский сад №38 в 2019 году функционировали 5группкомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР):
Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсирующие (логопедические) группы созданы для оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи
В логопедические группы принимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие тяжёлые нарушения речи, подтвержденные заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основные направления деятельности:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) ребенка).
Основные задачи работы:
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование умения сотрудничать;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащения деятельности детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения гармоничного развития детей
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно-развивающие занятия.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий: индивидуальных от 10 до 25 минут; групповых от 25 до 30 минут.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 4 раз в неделю.
Создание оптимальных условий для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ТНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ТНР используются следующие формы занятий:
формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
Специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1.Организационное обеспечение
2.Психолого-педагогическое обеспечение
3.Кадровое обеспечение
1.Организационное обеспечение
Нормативно-правовая база
-Устав ГБДОУ детский сад №38
- Приказ о создании медико-педагогической комиссии (МПК) ГБДОУ детский сад №38
- Положение о медико-педагогической комиссии (МПК) ГБДОУ детский сад №38
-Направление районной ПМПК
-Договор с родителями
Организация медицинского обслуживания и питания
Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия
Наличие условий для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ
-Групповые комнаты,
-Кабинеты логопедической коррекции
-Организация временного режима обучения
-Музыкальный зал
-Физкультурный зал
-Бассейн
-Тренажёрно-информационная система ТИСА
-Прогулочные площадки
- Сенсорная комната «Песочница»
- Комната психологической разгрузки «Здесь живёт сказка»
Использование специальных технических средств обучения для коллективного и индивидуального пользования.
-Компьютер
-Интерактивный планщет,
-Интерактивный стол
2. Психолого - педагогическое сопровождение
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детский сад №38 Пушкинского района Санкт-Петербурга
- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Автор Н. В. Нищева.
-Дополнительные общеобразовательные программы дошкольного образования
- Учебный план для групп компенсирующей направленности
- Учебные пособия для работы воспитателей и учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи
-Специальные и общие учебные материалы
Формы и методы организации образовательного процесса
Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
- Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
-Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с Учебным планом и расписанием
- Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
- Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
- Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
- Организация гибкого временного режима обучения
- Система оценивания достижений
Психолого-педагогическое сопровождение
Наличие МПК в ГБДОУ детский сад №38
-Сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с планом работы медико-педагогического совещания для логопедических групп
-Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы
-Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной программой развития.
-Отслеживание динамики развития ребенка
-Консультации специалистов для педагогов и родителей, оказание методической помощи
-Анализ эффективности работы команды специалистов
-Психологическая поддержка участников образовательных отношений (педагогов, родителей, воспитанников)
-Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе
3. Кадровое обеспечение
Укомплектованность кадрами
В каждой группе компенсирующей направленности работают: