В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.28 ст.2, п.3 ст.79,) и с методическими рекомендациями по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования в ГБДОУ детский сад №38 в 2019 году функционировали 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР):
Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсирующие (логопедические) группы созданы для оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи
В логопедические группы принимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие тяжёлые нарушения речи, подтвержденные заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основные направления деятельности:
- - диагностическое;
- - коррекционно-развивающее;
- - информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) ребенка).
Основные задачи работы:
- - осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- - формирование коммуникативных способностей;
- - формирование умения сотрудничать;
- - создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащения деятельности детей;
- -взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения гармоничного развития детей
- Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно-развивающие занятия.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий: индивидуальных от 10 до 25 минут; групповых от 25 до 30 минут.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 4 раз в неделю.
Создание оптимальных условий для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ТНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ТНР используются следующие формы занятий:
- формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
- специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
- игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
- музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
Специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1.Организационное обеспечение
2.Психолого-педагогическое обеспечение
3.Кадровое обеспечение
1.Организационное обеспечение |
||
Нормативно-правовая база
|
|
|
Организация медицинского обслуживания и питания |
Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия |
|
Наличие условий для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ |
|
|
Использование специальных технических средств обучения для коллективного и индивидуального пользования. |
-Компьютер -Интерактивный планщет, -Интерактивный стол |
|
2. Психолого - педагогическое сопровождение |
||
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
|
|
|
Формы и методы организации образовательного процесса
|
|
|
Психолого-педагогическое сопровождение |
|
|
3. Кадровое обеспечение |
||
Укомплектованность кадрами
|
В каждой группе компенсирующей направленности работают:
|
|
Уровень квалификации педагогов и специалистов |
Соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Квалификационные характеристики). |
|
Непрерывность профессионального развития педагогов и специалистов |
Повышение квалификации по специальности 1 раз в 3 года (п. 5 ст. 47 «Закона об образовании в РФ») |
|